|
Еженедельный журнал "Итоги" сообщает, что Ростов-на-Дону станет первым российским городом, где суперсовременное электронное око будет день и ночь следить за жизнью граждан. Одна камера, входящая в систему "фейсконтроль", способна заменить несколько милицейских нарядов. Вся информация с видеокамер стекается в аналитический центр.
Новая система видеонаблюдения позволит контролировать весь пассажиропоток, проверяя попавших в объектив камер по специальной базе данных. Это ноу-хау - лишь часть создаваемой в МВД глобальной информационно-телекоммуникационной системы, своего рода милицейского Интернета. Хитрая техника позволяет формировать базы фотоинформации по изображению лица, введенному с биометрической кодировкой. В основу алгоритма поиска заложен метод антропометрии черепа, учитывающий расположение лицевых костей, которые отвечают за форму переносицы, размер глазных впадин, форму лба и скул. Файлы хранятся в компьютерной памяти в виде карточек, содержащих фото- и биометрические характеристики, а также информацию о человеке - фамилия-имя-отчество, год рождения, в чем подозревается, за что разыскивается или за что ранее задерживался. При внесении данных в компьютер обязательно учитывается ряд требований. Главное - чтобы на фото были видны оба глаза, кодировка происходит именно по ним. Минимальный размер фотографии должен составлять не менее 640 на 480 точек (аналогично фото размером 9 на 12 сантиметров).
Уникальна разработка прежде всего тем, что в ней впервые удалось объединить возможности системы видеонаблюдения и классической криминалистической фотоидентификации. Сегодня в базе данных правоохранительных органов юга России содержится информация о 10 тысячах человек - это все те, кто находится в федеральном розыске, а также причастные к диверсионной и террористической деятельности и даже те, кто однажды нарушил общественный порядок на транспорте. Опознание в людской толпе происходит следующим образом. К системе подключается специальная видеокамера с автозахватом. Она сличает людей с базовыми данными. Эта техническая связка работает круглосуточно, не требуя при этом постоянного наблюдения. Человеку в погонах не обязательно сидеть неотрывно у монитора и наблюдать за всем, что происходит на территории вокзала. Техника все делает сама, а в нужный момент поднимет тревогу. К примеру, на мониторе каждый человек выглядит как небольшой квадрат. Если в поле зрения камеры попадет подозрительный тип, то компьютер автоматически подаст звуковой сигнал, выделит квадрат красным цветом и предоставит полную информацию о замеченном человеке. При этом наблюдение за ним продолжится. Сотрудникам милиции останется лишь принять решение: либо задержать подозреваемого, либо просто проследить за перемещениями человека, не представляющего оперативного интереса.
Система пока проходит апробацию. В дальнейшем, по словам правоохранителей, для полного охвата территории вокзального комплекса видеоконтролем предстоит установить не менее 16 камер. Однако уже сейчас ощущается эффект от внедрения новейшей техники.
Кстати, кроме чисто криминалистической система имеет еще и "общечеловеческую" ценность. С ее помощью можно легко установить, кому принадлежат забытые вещи, кто покупал или сдавал билеты - то есть проследить всю цепочку событий с момента, как человек переступил порог вокзала или сошел с поезда. Однако все же главное его предназначение системы - предотвращение угрозы терроризма и экстремизма. Сотрудники Северо-Кавказского УВД на транспорте не скрывают, что уж коль Ростову-на-Дону выпала честь стать полигоном для испытания новейшей техники, то они используют этот шанс на полную. И одним железнодорожным вокзалом не ограничатся. В ближайших планах оборудование подобным видеонаблюдением аэропорта и речного вокзала.
Параллельно от стационарных систем сотрудники ростовской транспортной милиции переходят к использованию мобильных устройств видеонаблюдения, получивших название "Видеолок". Эта цифровая система регистрации видеосигналов уже устанавливается под потолком в пригородных электричках. Несколько купольных видеокамер, расположенных непосредственно в вагонах и тамбурах, постоянно сообщают машинисту о том, что происходит во время движения. Существуют еще и скрытые "глазки", о которых злоумышленники не догадываются. Если основную камеру они и могут вывести из строя, то до скрытых им не добраться. Зато, подобно "черным ящикам" в самолетах, камеры фиксируют поездку и хранят сведения о ней на электронно-цифровых носителях. По приходу поезда в депо можно без труда просмотреть все, что творилось в вагонах за целый день.
В недалекой перспективе специалисты планируют объединить все системы видеонаблюдения и контроля в одну. Если ростовский эксперимент признают удачным, его распространят на всю страну. Милицейские эксперты убеждены, что будущее именно за развитием подобной инфраструктуры безопасности в городах и на транспорте.
Вернуться к списку новостей |
|